ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее «Руководство для обучения фрезеровщиков по металлу» составлено с целью помочь мастеру производственного обучения в городских профессионально-технических и технических училищах методически правильно и на основе передового опыта показывать учащимся приемы выполнения работ на фрезерных станках, а учащимся профтехучилищ и молодым рабочим, обучающимся на предприятиях, сознательно, быстро и правильно овладеть основными навыками управления фрезерными станками; навыками их наладки и настройки; навыками выполнения основных фрезерных операций и работ сложностью 2— 3 разрядов.
Руководство построено так, чтобы на базе теоретических знаний учащихся, получаемых на уроках специальной технологии, рассмотреть чисто практические приемы выполнения фрезерных работ.
Карты составлены на основе многолетнего опыта обучения фрезеровщиков в профессионально-технических училищах г. Москвы и
включают разработку следующих тем учебной программы: упражнения в управлении станком и его наладке, фрезерование плоских поверхностей, фрезерование прямоугольных пазов, канавок и уступов, разрезание металла, фрезерование специальных пазов и канавок, фрезерование фасонных и криволинейных поверхностей, фрезерование многогранников, фрезерование канавок на циливдре и конусе, сложные виды фрезерования.
В подготовке фрезеровщиков особенно ответственный первый период обучения, когда
учащиеся знакомятся с оборудованием, приспособлениями, инструментом и выполняют первые трудовые движения и приемы. В этот период у них начинают формироваться основные производственные приемы, необходимые в дальнейшем для выполнения операций и комплексных работ. В связи с этим более подробно рассмотрена система упражнений в начальный период обучения (изучение рабочих движений, приемов и их сочетаний), а затем последовательно рассмотрен порядок выполнения отдельных операций.
Инструкционные карты составлены с учетом возрастающей сложности в соответствии с требованиями тем учебной программы производственного обучения.
На первой странице каждой карты указывается тема и подтема программы, упражнение, его цель и оснащение рабочего места.
Следовательно, учащийся по карте может определить поставленную цель упражнения и подготовить на рабочем месте все необходимые
инструменты, приспособления, материалы и т. д.
Материал карты разбит на две колонки. В первой колонке приводится порядок выполнения упражнений и на рисунке показывается их выполнение, во второй — приводятся инструктивные указания и контроль выполнения.
Данные карты явятся дополнительным инструктирующим материалом, который будет способствовать образованию у учащихся ясных представлений о выполнении приемов или
операций и выработке самостоятельности.
Настоящее пособие должно помочь учащимся правильно и быстро освоить производственные умения и приобрести первичные навыки в выполнении приемов упражнений и операций. Особенно полезны будут карты тем учащимся, которые пропустили занятия и для которых вводный инструктаж не может быть проведен в достаточно полном объеме, вследствие большой загруженности мастера по обу-
чению группы.
Рекомендованные детали и порядок их обработки не могут рассматриваться как обязательные: в зависимости от конкретных условий мастер может заменить одни упражнения
другими, заменить детали (заготовки) и т. п. Однако принципы, изложенные в картах, могут найти применение в любых конкретных
условиях.