Товары Услуги Сообщество Возможности  

Рекомендации по ведению сделки, для уменьшения риска быть обманутыми мошенниками на любых сайтах объявлений

Наименьшим риском будет сделка, оформленная законно, то есть с составлением договора купли-продажи, в котором будут указаны не только реквизиты продавца и покупателя, но и полная сумма сделки, какой товар приобретается, в каком состоянии, в качестве приложений к договору будут распечатаны фотографии товара рядом с которым лежит нечто, что позволяет определить его размер (коробок спичек, штангенциркуль и т.п.)

Прежде чем давать рекомендации, рассмотрим как действуют мелкие мошенники:
  • Товар выбирается ходовой, стоимостью от 1000 до 5000 рублей (меньше - много мороки за мало денег, больше - значительный ущерб и более серьёзное уголовное наказание).
  • Товар могут предложить купить через личные сообщения или по электронной почте, а не будут создавать лот с товаром.
  • Цена на товар может быть специально сильно занижена, например то, что стоит 10 тысяч вдруг будет продаваться за 4500.
  • При заказе могут просить оплатить через "специальные сайты", а не привычным вам способом, вроде так будет быстрее, лучше, удобнее.
  • Если вы попросите номер телефона, то будут ссылаться на то, что им не удобно говорить или давать иные уклончивые ответы, но номер не сообщат и общаться голосом не станут (скорее всего потому, что это будет звонок в камеру мест лишения свободы).
  • Будут торопить и стараться ускорить вас, не давая шанса подумать и всё взвесить.

Крупные мошенники действуют по-другому:
  • Товар будет дорогой, с ценой от 5 тысяч рублей, например, станок, который в том же состоянии, в среднем стоит 80 тысяч, будет продаваться за 30 или 40 тысяч (в этом случае видимо злоумышленник потратит часть полученных средств на уход от ответственности).
  • Будет создан лот или объявление, возможно даже от учётной записи, которая существует давно, год или два года, правда, только создана, но в профиле не будет регулярной активности (покупок, мелких продаж, других продаж) или активность была давно.

Но могут быть и другие "схемы", нужно понимать, что злоумышленники вероятно тоже прочитали эту страницу и внимательнее чем вы!

Приобретая товары удалённо, используйте такие методы проверки продавца, на которые не может повлиять продавец.
Вот несколько рекомендаций:

Проверяйте фотографии товара через поисковые системы "поиск по фото", часто мошенники не имеют товара в наличии и составляют объявления используя фотографии товара с других сайтов. Поиск по фото найдёт сайты, где была использована фотография.
Используйте поиск по изображению Google, поиск по изображению в Яндекс.

Просите у продавца товара альтернативные способы связи, не только через сайт/чат/личные сообщения. Узнайте телефон продавца, электронную почту. Позвоните, пообщайтесь. По голосу и интонациям человека проще распознать подвох, чем читая скупой текст ответов.

Поищите через поисковые системы по имени продавца (нику), номеру телефона и почте, которую сообщил продавец. Если человек занимается коммерческой деятельностью, то вероятно в сети есть и другие его объявления. В наше время, когда есть социальные сети, форумы и люди открыто общаются, можно много узнать даже по нику - чем человек интересуется, на каких форумах зарегистрирован, как давно, о чём и с кем общается.
Если человек активно общается на форуме по металлообработке, то ничего удивительного нет в том, что он хочет продать, например микрометр или даже токарный станок, совсем другое дело, если ничего не удалось найти или всё что удалось найти датировано парой месяцев назад - тут или ник придуман недавно, для одного раза, телефон куплен для одной сделки и потом сим карта будет выброшена, и почта зарегистрирована для одного раза.
Понятно, что человек мог получить станок в наследство и никогда не заниматься станками и не разбирается в них, но как минимум, это повод пообщаться с таким человеком по телефону, лучше встретиться с ним лично, а не "бросаться" на выгодное предложение и в тот же день переводить деньги.

Старайтесь не делать существенные переводы средств на телефонный номер. Если Вас просят перевести 1000 на телефон, а потом ещё 1000 на другой номер и ещё на один 1000 и так 10 раз вместо платы 10000 на счёт в банке - то это странно.

Не стесняйтесь прибегать к помощи друзей, сослуживцев или людей с которыми общаетесь на форумах и даже чатах, что бы проверить товар "в живую" при удалённой покупке.
Это ведь не сложно попросить, что бы кто ни будь из города, где товар, заехал и посмотрел на товар, продавца и сделал несколько фотографий. Так как тот, кого вы попросите третье лицо, то мал шанс что он в сговоре с не честным продавцом.
Совсем не обязательно, что бы тот, кого вы просите разбирался в предмете, даже подруга жены в состоянии сделать 5 фотографий токарного станка на свой телефон с сбросить их через "вотсап", но вы будете уверены, что хотя бы станок реально существует. Конечно, хорошо, если вам поможет человек, который хорошо разбирается в предмете сделки.

Если нет друзей или знакомых в городе, где товар, так используйте современные средства связи, например: скайп или съёмку видео. Пусть человек покажет товар со всех сторон, пообщайтесь голосом, посмотрите в честные глаза продавца.
Конечно, ради комплекта модульных фрез из 5 штук за 1500 рублей, наверно не надо попусту дёргать продавца, но если цена товара 30 или 60 тысяч, то уже можно набраться смелости.

Не спешите и не паникуйте, даже если вас вынуждают к панике и спешке. Чем больше "прессинг" тем меньше шанс получить товар за деньги или деньги за товар.
Вам могут говорить: "оплатите сегодня товар точно ваш, а то у меня ещё 20 в очереди, а мне нужно быстро продать" или "сделаю скидку, если оплатите в течение часа", может в ход пойти даже тяжелая артиллерия, например: "ну ты что не мужик" или "да ты просто мне голову морочишь" - скорее всего, это уловки, что бы вы не успели разобраться с ситуацией и чувства затмили разум.

Не стесняйтесь задавать вопросы. По состоянию товара, по его комплектности, характеристикам, причине продажи, почему цена такая низкая или высокая, сколько уже продано, где взяли, почём покупали, как везли, влезет ли в кузов.
В конце концов, вы отдаёте за товар свои деньги и в магазине вы непременно осмотрели бы товар, покрутили в руках, поспрашивали менеджера.

Честный продавец при личной встрече не будет против, что вы приедете к нему домой или в мастерскую или в гараж, на работу или дачу, где и находится товар. Конечно, иногда удобнее встретиться "около станции метро" или "в парке около третей скамейки от входа", но вряд ли при такой встрече стоит передавать 150 тысяч за станок, который "привезут вам завтра куда скажете". Ладно, метчик М3 купить так можно, или штангенциркуль, из рук в руки, но у всего есть предел разумного.

Старайтесь приобретать у тех продавцов, либо у которых уже приобретали, либо если их показатели не "нулевые", то есть у них есть отзывы других покупателей, ряд товаров которые они регулярно продают, и их учётная запись не "вчера" зарегистрирована.

Не доверяйте слепо звонку по телефону от "службы безопасности банка", или "специального отдела всех специальных отделов" и "главным управлением всех управлений". Если службе безопасности что-то надо, то пусть приглашают вас в банк, в официальное его отделение официальный кабинет. Каждый может позвонить и представится "сотрудником службы безопасности" - помните об этом. При таких звонках узнайте кто вам звонит, имя, должность и просто перезвоните сами в банк, в управление всех управлений, по номеру, опубликованному в официальном источнике (сайт банка, правительственные сайты), поясните, что такой-то сотрудник, такого-то отделения или отдела звонил вам, и вы хотели бы с ним поговорить.

Принимайте любую информацию лишь как информацию, а не как руководство к действию.
Если вам на телефон пришло SMS с текстом "ваша карта заблокирована, подробности по телефону ..." это не значит, что надо по этому телефону звонить или отправлять SMS в ответ.
Если приходит SMS или письмо: "ваш заказ отменили" а он был оплачен или "ваш аккаунт заблокировали", то это не значит, что правда отменили или правда заблокировали. Зайдите на реальный официальный сайт посмотрите - отменили? Заблокировали?

Никому не передавайте приходящие в SMS или на электронную почту коды подтверждения операций, не сообщайте полных данных кредитки.
Для перевода на ваш счёт достаточно номера карты, имени отчества и первой буквы фамилии.

Если "всё пошло не так", например, вы оплатили, а продавец не подтвердил оплату и говорит, что она не пришла, то это ещё не повод для паники. Паники вообще быть не должно, только холодная голова. Узнайте у банка - куда ушел платёж. Может, вы ошиблись в цифре при вводе счёта, а может, банк ошибся, а может платёж дойдёт завтра.
Созвонитесь с другой стороной сделки, уж в этом случае точно разумно попросить номер телефона, скайп, пообщайтесь, разработайте план по решению ситуации.
Если уже понятно, что товар не получить, а деньги уплачены то действуйте не как вам захотелось, или кажется правильным, а как написано в инструкциях банка, например, относительно возврата денежных средств или как написано в договоре пересылки товара с транспортной компанией в случае утери груза. Самые действенные способы это не продиктованные эмоциями, а прописанные в правилах и законах. Поверьте, если вы придёте в компанию и будете кричать, грозиться, то будете выглядеть намного хуже, чем если достанете "из портфельчика" 2 копии заявления - одну для них, одну для себя, и попросите на своей копии поставить входящий номер.
 

Помощь по системе     Условия использования     Контакт с администрацией